Однажды, плавая в водохранилище, наблюдала такую картину: мои собачки бегали за уточкой вдоль берега. Интересный нюанс заключался в том, что уточка была намного умнее в данном случае. Она подплывала намного ближе к берегу, так, чтобы показать собакам возможность ее схватить… Однако, чуть они приближались – она взмывала вверх! И так минут 10-15. Понятно, что она уводила их от места, где жили утята. Параллель пришла немного другая, но похожая в чём-то. Ведь так же от главного в нашей жизни уводят нас структуры разрушения, которые в свою очередь состоят из личных негармоничных качеств. И у каждого человека они индивидуальны. У кого-то ведущие бессознательные эмоции: Страх, Паника, Ужас, и сам человек даже может и не догадываться, как они его водят за нос; у кого-то это: Ярость, Ненависть, Агрессия — всяк человек уникален! А чтобы Видеть жизнь в истинном свете, надо работать над собой. И работа эта — ПОКАЯНИЕ.
“Покаяние имеет великую силу, оно может человека, сильно погрузившегося в грехи, освободить от бремени грехов и поставить в безопасности, хотя бы он достиг самой глубины зла… Врачевство покаяния состоит в осознании своих грехов и исповедании их. Если ты будешь исповедовать грехи как должно, то душа смирится, ибо совесть, терзая ее, делает душу смиренною.” свт. Иоанн Златоуст
Старец Порфирий Кавсокаливит говорил:
«Не нужны годы, чтобы покаяться, покаяние приходит как молния».
Время пришло делиться работой наших единомышленников над собой. Она состоит в ежевечернем анализе прожитого дня и, особенно, в поиске бессознательных эмоций, проявленных к людям, с которыми происходило общение. Но что интересно, иногда, достаточно “мыслью потянуться” или вспомнить о каком-либо давнем знакомом, и как вихрь приходит целый слой бессознательных эмоций (реакций), связанных с этим человеком. А самые глубокие наши записи хранятся на уровне второго-пятнадцатого дня от момента зачатия. Как правило, это тот момент, когда мама почувствовала, что беременна. В этом моменте “хранятся” СТРАХ, ПАНИКА, УЖАС, связанные с мамиными мыслями о том “как все будет”, “смогу ли я вырастить этого ребенка” … Подчас появляется ощущение, что чем больше мы разгребаем “Авгиевы конюшни”, чем глубже копаем, тем больше остается не раскопанным. Поэтому старцы нам и говорят, что мы грешны всегда, вне зависимости ни от чего, и только от воли Отца нашего Небесного зависит, примет он нас к себе или нет. Но это не значит, что наши усилия тщетны и нам следует “опустить руки”.Чем больше мы работаем над собой, тем яснее и ярче становится мир вокруг нас. Потому что если изначально мы видим мир через призму своих личных негармоничных качеств, как через мутное стекло, то по мере работы “стекло” становится прозрачнее, солнышко все лучше проникает сквозь него, и мы замечаем то, чего не видели раньше, и реагируем на происходящее вокруг нас иначе. А работа наша простая: найти людей и качества, к ним проявленные. И мысленно попросить прощения, понимая (допуская), что были не правы, хоть и не осознавали что делали.
О нашей внутренней работе написано в нашей давней Заметке, называется «Слоеный пирог»
— прочтите, если не читали.
Так что же за «Авгиевы конюшни» приходится нам разгребать? Очень хорошо о них рассказывает святой подвижник современности Порфирий Кавсокаливит в “Цветослове советов”. Рассказ называется ” Наша старая кладовая”:
Одна женщина, рассказывая мне об отце Порфирии, вспомнила слова, которые он однажды ей сказал: «Многие из вас, женщин, делают так: все поломанное и ненужное – старые дырявые кастрюльки, мебель, обувь и прочие изношенные вещи – берут и бросают в какую-нибудь дальнюю кладовую, запирают дверь и на этом успокаиваются. Но вы не знаете, что придет время, когда все содержимое вашей кладовой обнаружится, и вы предстанете пред людьми в самом неприглядном виде».
Я был поражен этими словами отца Порфирия. Тогда я читал книги по пастырской психологии. Там много говорилось об отражении травмирующих переживаний от сознательной области души и смещении их в бессознательную область, а также о неожиданных проявлениях этих переживаний. Живой пример Старца о старой кладовой сказал мне больше, чем все научные пособия. Это было предельно точное сравнение, относящееся к нашим грехам, которые мы, не изгладив покаянием и исповедью, поспешно отбросили в кладовую забвения, чтобы избавиться от их надоедливого присутствия…
А старец Паисий Святогорец на вопрос: “Геронда, что сегодня способно помочь миру больше всего?”, отвечает:
“Если бы миру преподавалось сегодня покаяние, то помочь могло бы только оно. Чтобы получить пользу, будем читать как можно больше житий тех святых, которые обращают особое внимание на покаяние. Просить у Бога покаяния – это значит просить просвещения. Испрашивая покаяния и сильнее каясь, мы, естественно, придем в большее смирение. А тогда по необходимости придет большая божественная Благодать, просвещение от Бога. Пребывая в покаянии, человек хранит Благодать Божию. Люди-то ведь хорошие. Вон большинство: не исповедуется, не причащается, находится в великом неведении, но, с другой стороны, приходят ко мне и просят помощи. Что-то в этом кроется”
Интересно: само по себе Покаяние как просвещение – осветить «кладовые забвения», увидеть и осознать свои ошибки, попросить за них прощения…
А Наблюдать и видеть, как меняются люди к лучшему в процессе работы над собой, очень интересно и радостно (а радость за других хорошая особенно). Ведь по большому счету весь мир от момента рождения задается одним, главным вопросом — о смысле жизни. А смысл нашей жизни в том и состоит, что бы меняться внутренне. Звучит просто, но это бесконечный процесс – процесс познания себя и окружающего мира. Если у вас есть готовность к такому исследованию своего внутреннего мира то пишите или звоните.
C Благодарностью Илона Зубова, Елена Тарасова.